Александр Кальянов советский и российский звукорежиссёр, эстрадный певец, киноактёр, композитор, аранжировщик, продюсер. Трижды лауреат премии «Шансон года». Исполнитель песен Игоря Николаева.
Александр Кальянов (1947-2020)
Александр Иванович родился 26 августа в Унече (Брянская область). Отец - Иван Ефимович Кальянов, Заслуженный учитель Российской Федерации, был директором школы №2 в городе Унеча. Мать - учительница. Учился в школе, в которой преподавали его родители. Был успешным учеником - окончил школу с серебряной медалью. С ранних лет увлекался музыкой. Также очень любил возиться с техникой. После школы поступил в Таганрогский радиотехнический институт, по окончании которого работал инженером на Брянском заводе полупроводниковых приборов. Он трудился радиоинженером по музыкальным инструментам, имеет несколько изобретений в этой области.
С 1978 года Кальянов работает звукорежиссером. В 1984-м году на репетиционной базе А. Пугачёвой в СКК «Олимпийский» Кальянов организовал одну из первых частных студий звукозаписи в Москве «Тон-сервис». С этого времени Кальянов работал также и как саунд-продюсер: множество российских эстрадных и зарубежных артистов записывали свои песни на его студии. В 1988-м году дебютировал как певец на «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой с песней «Старое кафе». Затем начал гастролировать. О начале своей карьеры в качестве певца рассказывал, что его первый альбом был написан Игорем Николаевым. Он говорил: «Игорь Николаев и Алла Пугачёва — это мои творческие «папа» и «мама».
Он говорил: «Игорь Николаев и Алла Пугачёва — это мои творческие «папа» и «мама».
Алла убедила меня в том, что я должен выйти на сцену и петь, чему я очень противился, если бы не она, я бы никогда не стал артистом. Я не собирался им быть. Если я и пел, то по просьбе Игоря Николаева. Он сказал: «У тебя интересный тембр, давай попробуем тебя записать». И когда мы записали альбом, этот альбом разошёлся на кассетах пиратским путём, ещё при советской власти. Но вывести меня на сцену... Может, комплексы мешали. Да и желания особенного не было, честно говоря. Но мне нравилось, что эти песни нравятся людям».
Игорь Николаев сказал «У тебя интересный тембр, давай попробуем тебя записать».
В 1985 году Александр Кальянов выпустил дебютный альбом "Свежий запах лип".
Инструментальное сопровождение исполнялось пугачёвским аккомпанирующим ансамблем "Рецитал", всю музыку и некоторые тексты написал тогда ещё никому не известный начинающий композитор Игорь Николаев, отвечавший также за клавишные партии и "подпевки", так что этот альбом можно считать одновременно и дебютным авторским альбомом последнего. Стихи песен были со вкусом подобраны из произведений самых талантливых современных поэтов: Евтушенко, Вознесенского, Куняева.
Игорь Николаев: — В 1980-е у нас было нечто вроде тайного общества, в которое входили Алла Пугачева, Александр Кальянов, Владимир Кузьмин и я. Время от времени к нам присоединялись разные приглашенные гости. Но костяк был таким. Мы спонтанно уезжали в неизвестном направлении, чаще всего это было Подмосковье. Мы называли это «поехать в Африку».
Николаев один из немногих композиторов,
способных писать под определенного человека
Газета "Московский комсомолец" (сент. 1986)
АЛЕКСАНДР КАЛЬЯНОВ — звукорежиссер. Работает в «Рецитале» два года. В последнее время стал известен и как певец, записав в свободное от гастролей и репетиций время четыре цикла песен, предназначенных для дискотек.
— Нет, я не певец, — говорит Саша.
— То, чем я занимаюсь, когда не сижу за пультом, я бы назвал «профессиональной самодеятельностью».
Помните песню «е2—е4», прозвучавшую в передаче «С добрым утром»? Так вот, с нее все и началось. Игорь Николаев написал песню для нашего музыкального руководителя Руслана Горобца. Когда песня была готова, Руслана «под рукой» не оказалось, и Игорь предложил мне: «Сашок, напой». Так ему не терпелось услышать, как она будет звучать в записи. Я спел. Игорь даже подпрыгнул от неожиданности. Сразу сели записывать еще одну композицию. Не представляешь, как я увлекся... А до этого памятного дня в Ленинграде я пел в жизни всего раз — в институте под гитару...
— В институте? Если не секрет, в каком?
— Я закончил Таганрогский радиотехнический институт. Потом по распределению стал работать инженером в Брянске. В течение шести лет занимался разработкой электромузыкальных инструментов. Например, синтезатора «Электроника». Но мне хотелось чего-то другого — «покрутить ручки» звукорежиссерского пульта, поездить с группами.
— Первым, если не ошибаюсь, был ансамбль «Шестеро молодых»?
— Точно. Затем я был звукорежиссером в «Лейся, песня», «Красных маках», «Карнавале». Более чем за десять лет работы за пультом на профессиональной сцене насмотрелся много плохого. Видел, но редко, хороших музыкантов, с которыми я подружился и позже вместе с ними пришел в «Рецитал».
— И все-таки, какой коллектив тебе запомнился больше всего?
— Не коллектив, а артист. Великолепный артист. Мне посчастливилось за полтора месяца до смерти Владимира Высоцкого поработать с ним тридцать концертов в Казани. Этих дней мне, пожалуй, уже никогда не забыть.
— Вернемся к песне «е2 — е4»...
— После ее записи стали сразу писать другую. На сей раз раз Игорь сделал ее уже для меня и про меня. Называется она «Когда мужчине 40 лет».
Потом Николаев писал музыку круглыми сутками. В отпуске «Рецитал» помог нам до конца сформировать первый цикл — композиции на стихи Вознесенского, Евтушенко, Танича. Несколько текстов написал Игорь — «Жена», «Муха», «Пляжи».
— Значит, запись, по-твоему, удалась. А дальше?
— В прошлом году так же «взахлеб» записали второй цикл — «Золотая аллея». В отличие от первого, писали его практически втроем — я, Николаев и наш гитарист Саша Левшин. На несколько песен приглашали саксофониста. Роль барабанщика выполнил ритм-компьютер.
Кстати, хочу заметить — Николаев один из немногих композиторов, способных писать под определенного человека. Для Пугачевой — одни песни, для Леонтьева — другие, а для меня — абсолютно иное. Причем напомню, что два первых цикла задумывались лишь как репертуар для дискотек — в подарок каждому, кому понравится. У Игоря еще одна черта — он не только тщательно пишет песни «под личность» и думает об аранжировках, но и долго и упорно работает над поиском текстового материала...
— Чьи стихи вошли в «Золотую аллею»?
— Моего любимого поэта Андрея Вознесенского, Куняева, отца Игоря — Юрия Николаева («Будь здоров, дружок»). Сейчас на родине Николаева в Южно-Сахалинске у отца (он был моряком) выходит книга стихов.
— Чем ты занимался в этом году?
— Писал еще два дискотечных цикла. Один называется «Я — звукорежиссер» по одноименной песне, в которой весьма подробно в чуть ироничной манере рассказывается о моей любимой профессии. На этот раз я сам решил подобрать репертуар. Копил материал полтора года. Занимался поиском молодых композиторов. Если в прошлогодних циклах чувствовался один почерк (все песни Николаева), то третий составлен из песен Александра Барыкина, Вячеслава Горбатова и... Игоря, конечно. Интересные, на мой взгляд, тексты написала Маргарита Пушкина. Четвертый цикл — «Старое кафе». Это, в принципе, продолжение предыдущего, но в нем немного иная подборка песен по тематике.
— Записывались опять втроем?
— Нет. Кроме меня, Николаева и Левшина нам помогали лучший (это мое субъективное мнение) бас-гитарист Александр Миньков и Александр Барыкин, с которым мы дружим еще со времен
«Карнавала». В песнях «Музей любви моей» и «Валентина» Барыкин еще и подпевает мне.
— О чем ты сейчас мечтаешь?
— Во-первых, чтобы на каждом концерте, точнее, спектакле Пугачевой звук всегда был отменным. Во-вторых, хотелось бы поговорить на страницах «Московского комсомольца»
о звукорежиссерах. О том, насколько сильно зависит качество концерта от человека этой нелегкой профессии...
Как Николаев и Кальянов попали
в автоаварию [история]
А скольких автоаварий я чудом избежал! В 90-е годы поехал в круиз в Японию и Корею. Тогда морские поездки любили все артисты. У нас, например, была компания: Лева Лещенко, Ира Понаровская. В Японии все купили подержанные праворульные машины, кто-то для себя, а кто-то чтобы поездить, а потом выгодно перепродать в России. И я привез оттуда потрясающий автомобиль, купленный за 700 долларов. Прямо как у Бэтмена! С низкой посадкой, с кожаным красно-белым салоном. Ну очень крутой! И вот как-то ночью подвожу Сашку Кальянова (известный композитор, исполнитель и звукорежиссер. — Прим. ред.) к нему домой. Мы жили неподалеку друг от друга: он на улице Раменки, а я — Новаторов (в моем доме еще жил Юра Антонов). На дороге был страшный гололед. И вдруг перед нами из темноты возникает асфальтовый каток — стоит без габаритных огней, перегораживая нашу полосу. Сашка кричит: «Тормози!» А я понимаю, что тормозить нельзя: машину начнет крутить, и мы въедем в каток.
Объехать препятствие по встречке — слишком опасно: из-за правого руля я не вижу, что там. Стопроцентный смертельный случай. Но у меня мелькнула мысль: ночью движение небольшое, встречка, скорее всего, пустая. Чуть газанул и объехал каток слева. Потом вернулся на свою полосу и начал потихоньку тормозить. Но было так скользко, что пришлось уткнуться в небольшой сугроб. Наступила минута трагического молчания. Потом Саша резким движением вытащил ключ из зажигания, выскочил из машины и побежал в сторону своего дома. Я — за ним. Идем молча, в состоянии шока, а потом Сашку прорвало — начал на меня орать. А я отвечаю: «Если бы я сделал так, как ты сказал, ты бы сейчас уже ничего не говорил, да и рассказывать было бы некому». Жена Саши поняла, что с нами что-то произошло, накрыла «поляну», и мы с Сашкой на кухне отметили наше второе рождение.
Игорь Николаев и Александр Кальянов на Славянском базаре [1995]
В 1995 году Игорь Николаев и Александр Кальянов подготовили участницу уникального проекта проводившегося телевизионным шоу для подростков "50\50" Ольгу Прядину для выступления в международном конкурс-фестивале "Славянский базар" в Витебске.
Легендарные альбомы
"Свежий запах лип" (1984 г.)
"Золотая аллея"(1985 г.)
"Старое кафе" (1987 г.)
"Таганка" (1990 г.)
Игорь Николаев: Горе. Умер мой друг и часть меня [2000г]
Скончался 02 октября 2020-го года на 74-м году жизни.
2 октября 2020 Игорь Николаев в студии Нового радио сообщил о смерти своего друга Александра Кальянова. Приносим свои соболезнования близким, друзьям и поклонникам музыканта!
Горе. Умер мой друг и часть меня. Он молодец, сильный человек, и долго сражался за жизнь, но болезнь оказалась сильнее.
АЛЕКСАНДР КАЛЬЯНОВ. Звукорежиссёр. Певец. Артист. Он записал на студии практически ВСЕ мои хиты того времени: от Две звезды до Паромщика, от Мельницы до Незнакомки, от Желтых Тюльпанов до Странника и Младшего Лейтенанта... и при этом исподволь мы начали его сольную карьеру и я написал ему первый сольный альбом... ЖЕНА-ЖЕНА, Живём мы недолго, Свежий запах лип, Будь здоров, дружок, Плохая примета,... более 50 песен! А сколько смешных и драматических историй с нами приключилось за эти годы!.... Буду публиковать фото, песни, видео... Пока не готов принять это....
Игорь Николаев вспомнил о друге Кальян Иваныче [2021]
28 августа 2021 года, спустя два дня после даты рождения друга Александра Кальянова (26 августа) Игорь Николаев написал трепетный пост в память о нем!
igor_nikolaev_music Моему другу по жизни, замечательному звукорежиссёру, исполнителю многих моих песен Александру Кальянову исполнилось бы 74. Но не исполнилось. Болезни одолели-таки Кальян Иваныча. До последнего он что-то изобретал и творил в своей студии… Помним и любим, Саша. Вечная память.#александркальянов
Сегодня моему другу Александру Кальянову
исполнилось бы 75 [2022]
/2022/08/26/ 26 августа Игорь Николаев вспомнил о Дне рождения ушедшего друга Кальяна Ивановича. Основная мысль поста с цитатой из песни "Живем мы не долго" и фрагментом шоу "Сегодня вечером" от 2019 года. Праздничный выпуск в честь 40-летнего юбилея творчества Игоря Николаева на эстраде, в котором Александр Кальянов по просьбе Аллы Пугачевой и при музыкальной поддежке композитора, исполнил песню связывающую друзей многие годы.
igor_nikolaev_music
«ЖИВЁМ МЫ НЕДОЛГО»(музыка #игорьниколаев стихи #станиславкуняев )
Сегодня моему другу Александру Кальянову исполнилось бы 75… Очень его не хватает, наших ночных бдений на студии, где мы записали сотни песен для нас и наших друзей, наших посиделок, где говорили обо всём, о музыке, о жизни… Жаль, что живём мы недолго, Саша. Помню и люблю.