Дмитрий Малолетов Гитарист. Музыкант коллектива Игоря Николаева в период 1991-1993 года. Будучи студентом эстрадного отделения Минского института культуры начал заниматься техникой двуручного тэппинга под руководством замечательного музыканта и педагога Владимира Ткаченко - первого гитариста в СССР, освоившего новый способ игры на гитаре.
Дмитрий Малолетов
После окончания эстрадного отделения Минского института культуры по классу электрогитары работал в различных эстрадных коллективах (п/у И. Николаева, О. Газманова, И. Аллегровой), в группах “Электроклуб”, “Маки”. Звучание его гитары вы могли слышать на пластинках популярных исполнителей - И. Николаева, Н. Королевой, И. Аллегровой, А. Пугачевой. и др.
С 1988 года Дмитрий Малолетов работал гитаристом в различных известных ансамблях и аккомпанирующих составах. Однако ограниченные музыкальные рамки отечественной поп-музыки не могли способствовать дальнейшему творческому росту музыканта.
С 1996 года Дмитрий Малолетов начал заниматься исключительно гитарно-инструментальной музыкой, применяя в своем творчестве сложнейший вид гитарной техники - two-handed tapping.
Первые сольные выступления Д. Малолетова гитаристы-профессионалы оценили очень высоко, он сразу вошел в пятерку лучших гитаристов России, достойно представляя отечественное гитарное искусство на международном гитарном шоу "Washburn days in Russia". Каждым своим выходом на сцену Д. Малолетов доказывает, что новый способ игры не только имеет право на существование, ни является самым современным видом гитарного искусства; каждое произведение, написанное и исполненное Д. Малолетовым заставляет задуматься над тем, что электрогитара на наших глазах превращается в какой-то совершенно новый музыкальный инструмент.
Однако ограниченные рамки отечественной эстрады не могли сдержать творческий потенциал Д. Малолетова, который, имея большой опыт работы, стал заниматься исключительно гитарной музыкой. Успех музыканта в качестве сольного гитариста пришел к нему после Международного гитарного супер-шоу “Washburn days in Russia”, проводимым музыкальным журналом MUSIC BOX. В программе фестиваля он исполнял гитарные произведения приемом - two-handed tapping (“фортепианной” техникой, при которой звук извлекается ударами пальцев обеих рук по струнам между ладов на грифе гитары), показав всю прогрессивность нового способа игры на гитаре.
В 1995 году Дмитрий Малолетов выпустил в свет видеошколу “Фортепианная техника игры на электрогитаре”, где автор в популярной форме изложил основные принципы игры на гитаре новым необычным способом.
В 1997 году вышло в свет аудио-нотное учебное пособие Д. Малолетова “Прогрессивная техника игры на гитаре”, в котором подробно рассмотрены вопросы новых способов извлечения звука двумя руками, координации рук при игре, соединения классической техники с “фортепианной” и мн. др. Книга (с прилагающейся аудиокассетой на которой записаны все упражнения, учебные и концертные пьесы) “Прогрессивная техника игры на электрогитаре” является изданием в своем роде уникальным. Этот учебник - первое полное пособие по данному виду гитарной исполнительской техники в отечественной гитарной учебной литературе.
В 1999-м году вышла вторая книга Д. Малолетова «Игра на гитаре. Теория и практика», в которой изложена авторская методика «гитарного» сольфеджио и других теоретических вопросов.
В 2000-м году вышел сольный компакт-диск Дмитрия Малолетова “Рыцарь гитары”, на котором записаны 14 пьес, исполненных “двуручной” техникой без студийных наложений. В следующем году CD «Рыцарь гитары» был переиздан в новой редакции.
В настоящее время Дмитрий Малолетов помимо концертных выступлений занимается педагогической деятельностью, передавая свой опыт молодым гитаристам, является редактором профессионально-технического журнала IN/OUT, ведущим раздела «Мастер-класс» в журнале Music Box, постоянным членом жюри международных конкурсов «Многоликая гитара» и «Роза ветров», а также руководителем крупнейшего гитарного сайта www.guitar-club.ru .
В 2004-м году был удостоен Премией Правительства Российской Федерации в области качества.
С песней «Юная богиня» все пошло не так
21 марта 2023 года Дмитрий Малолетов рассказал о своей работе над записью песни Игоря Николаева "Юная богиня".
Наткнулся на песню Игоря Николаева «Юная богиня» и вспомнил наши репетиции и студийную работу с ним в те годы. Решил написать, думаю это будет кому-то интересно, а для молодых гитаристов может даже и полезно.
Как в целом проходила работа над песней у Николаева в конце 80-х? На гастролях у нас было по 2-3 концерта в день, но до концертов, часов в 12, нас собирал Маэстро на репетицию. В то время он был очень плодовит и на репетициях мы опробовали его новые песни и сразу записывали их с пульта как демо. Потом, на основе этого демо, делали окончательную аранжировку и шли на запись в студию.
Обычно на репетиции Игорь выходил на сцену и начинал петь песню, аккомпанируя на Korg M1, а мы, музыканты, слушали материал и «подхватывали», создавая аккомпанемент. В этой работе нужно было понять мелодию-гармонию, ритм, стиль и создать соответствующие партии. То есть Игорь не писал музыкантам на ноты их партии и даже ничего не говорил. Это была наша работа. Как-то в начале, на одной из первых репетиций, я спросил Игоря, мол, что мне играть? На меня косо посмотрели музыканты, а Игорь ответил: «Ты же гитарист, не я…. » Тогда я понял, что создание гитарной партии это моя задача, то есть я должен предлагать идеи. Мне такой подход нравился. В этом был элемент творчества, а не тупого исполнительства. Кстати, благодаря такому подходу, мы одну песню могли сделать в 10 вариантах, меняя ритмы, стили, формы.
Так было и с песней «Юная богиня». Игорь начал ее играть, и я сразу понял, что по стилю это «ласковый май #25» на трех «блатных аккордах». Все понятно:) Так как в этом стиле в аккомпанементе должен постоянно молотить секвенсор (мы называли это «азбукой Морзе»), то я на гитаре начал имитировать подобную партию. Понятно, что живой человек не может играть как робот, но для демоварианта, чтобы представить в черновом варианте аранжировку, я частенько на гитаре играл за секвенсор. Потом эти партии аранжировщик (Виталий Вечерский) забивал в секвенсор, а я на записи в студии играл уже другие (нормальные) гитарные партии.
Но с песней «Юная богиня» все пошло не так. Игорь послушал демовариант, который мы записали и сказал, что ничего менять не надо, так и запишем. Виталик это понял, что секвенсор программировать не надо. Пришел я в студию, подключили гитару, включили «болванку», и я слышу, что секвенсорной партии в аранжировке нет. А Игорь говорит, мол, помнишь ты играл пиццикато как секвенсер, вот давай запишем эту партию дабл треками (то есть два раза надо сыграть одну партию предельно точно, чтобы их разбросать по панораме (по каналам R и L). Писали тогда на аналоговый магнитофон, без врезок и редакций. Надо все прописывать длинными отрезками от начала до конца, так как что-то скопировать в то время не позволяла техника. Кроме этого, на студии в то время очень ценилось время. Студия Кальянова стоила 100 руб. в час, это больше половины среднемесячной зарплаты граждан СССР. Надо работать быстро и без ошибок, дабы не нервировать коллег (те кто на студии работал долго, того на запись уже не приглашали). Хорошо, что я наработал скиллы на репетициях, играя подобные партии. Да и на концертах я их играл поверх секвенсора, чтобы создать более живой колорит. Мне это помогло… И хотя песня «Юная богиня» простая до неприличия, для меня она оказалась в записи довольно сложной. Даже интересно, делал ли что-то подобное (в эпоху секвенсоров) кто то еще:) Поэтому из всех записанных песен я ее хорошо запомнил.
Слушая песню обратите внимание на “азбуку Морзе” в аккомпанементе, которая дает внутридолевую ритмику. Именно про эту партию идет речь:)