Журнал Bellissimo:
Музыка любви [2011]
Трудно даже представить, сколько за последние двадцать лет произошло любовных историй под аккомпанемент Игоря Николаева. Он будто специально пишет песни, под которые так хорошо встречаться, объясняться в любви, радоваться, грустить, расставаться и вновь встречаться. А недавно в его жизни случилась своя любовная история: пятидесятилетний музыкант женился на начинающей певице Юлии Проскуряковой. Во время гастролей в Нижнем Новгороде Игорь рассказал и о своей любви, и о том, как появляются на свет его песни про любовь.
Интервью брала Бэлла Рубинштейн
Игорь Николаев для журнала Bellissimo
Ваши песни давно стали российской любовной классикой. А если бы вы сами составляли свою личную Romantic Collection, какие бы песни туда вошли?
Не боясь быть нескромным, начал бы с песни «Я люблю тебя до слёз», хотя я и написал слова, а мой друг Игорь Крутой – музыку. Ещё люблю Yesterday, хотя она и грустная – не про любовь, скорее про её отсутствие… Вообще, мало песен о любви в самом разгаре, когда она заполняет человека. В основном все песни о неудачной, несбывшейся любви, о расставании. В общем, «Ромашки спрятались, поникли лютики».
Наверное, песни о счастливой любви получаются скучными.
Почему? «Я люблю тебя до слёз» - песня о счастливой любви. В ней реально хорошие слова для объяснения с любимой женщиной, я вижу, как её любят заказывать в караоке.
Своей молодой жене вы посвящаете стихи, поёте ей серенады?
Нам с Юлькой интересно – мы можем подумать, поговорить о моих песнях…
То есть сейчас все ваши песни о ней?
Сказать: «Теперь все песни я посвящаю тебе, любимая», значит резко сузить круг тем. Что же мне теперь, нельзя писать песни о несчастной любви? Творчество – это сублимация жизненного опыта, поэтому песни получаются реальные.
Кстати, говорят, сейчас, когда вы счастливы, вы стали писать меньше.
Творчество живёт своей собственной жизнью, оно никак не связано с личными процессами.
У вас и дедлайны* есть?
Это единственное, что заставляет меня писать. Если бы не дедлайны, я бы ничего никогда не сочинял. Обычно я пишу первый куплет и припев, и когда уже артист приходит в студию, за пять минут дописываю оставшееся. Проверенный способ!
Писали, что свадебное платье для Юлии шил сам Тони Уорд, который одевает принцесс и голливудских звёзд…
Ну, у меня же свадьба не каждый день, а у Юли вообще первый раз. Почему я должен отказать в чем-то своей невесте, если я могу себе это позволить! Тони Урод сам присутствовал на примерках, правда, я с ним лично не общался, общалась Юля.
Ну, у меня же свадьба не каждый день, а у Юли вообще первый раз. Почему я должен отказать в чем-то своей невесте, если я могу себе это позволить! Тони Урод сам присутствовал на примерках, правда, я с ним лично не общался, общалась Юля.
И когда вы увидели Юлю в этом платье…
Оно того стоило! Платье станет семейной реликвией, его изготовил великий человек. Обычно ведь дизайнер шьёт на некую модель – высокую и худую, для реальной девушки такое платье не подойдёт.
Кстати, интересная тема. Вы как-то признались, что Юля подкупила вас тем, что она обычная земная девушка. Но ведь в своих клипах вы воспеваете гламурных существ, которых невозможно представить на кухне за чисткой картошки…
Где это я таких девушек воспевал?
То есть вы себя не считаете ответственным за то, что у нас в стране так много силиконовых бюстов?
Где это я пою про силиконовые бюсты?
Но ведь в ваших клипах нет низеньких девушек в лёгкой степени ожирения.
В своих песнях я скорее пою о душе, о глазах.
А в клипах что мы видим?
Это же. И вообще, само понятие клипа сейчас себя изжило – где их показывать? Выкладывать на YouTube ? Я сейчас не вижу смысла снимать клипы.
То есть часть длинноногих девушек с большим бюстом лишились работы?
Почему вы так агрессивны? У меня никогда не было таких стандартов. Каждая женщина уникальна, каждая в ожидании мужчины, который разглядит её красоту, неповторимость.
То есть надо набраться терпения и ждать.
Надо просто жить. И мужчины, которые не нашли свою женщину, так же как и женщины, находятся в неосознанном ожидании. У каждой женщины свой мужчина, у каждого мужчины своя женщина.
То, что вы очень известный человек, в общении с противоположным полом вам помогает или мешает?
То, что вы очень известный человек, в общении с противоположным полом вам помогает или мешает?
Ну, вот сейчас я чувствую себя комфортно, меня ничего не раздражает.
Но я журналист.
Нет, прежде всего, вы симпатичная женщина.
Нет, прежде всего, вы симпатичная женщина.
Спасибо. Таблоиды пишут, что вы с Юлей уже ждёте ребёнка.
Это газетные утки. Но вскоре мы начнём над этим работать. Эти сплетни меня нисколько не раздражают, я рад, что мы с Юлей зарегистрировали отношения и дальше наша жизнь происходит без налёта сенсации. Нашу свадьбу уже назвали свадьбой года, и анализируя такой колоссальный интерес к нам, я понял, откуда он: просто все почувствовали, что это не пиар, не очередная сенсация, у нас был настоящий тёплый семейный праздник . Людей сейчас уже не удивишь сумасшедшей celebrity-свадьбой, а вот реальностью отношений удивишь.
Вы прекрасный композитор, поэт, исполнитель. У меня корыстный вопрос: что выгодней – петь или песни писать? Вот сидит молодой человек и думает, куда ему податься – в композиторы или в певцы?
Пусть подается в нефтяники. Шоу-бизнес не очень прибыльная сфера деятельности, даже если человек на первый взгляд крайне успешен. К сожалению, в нашей стране собираемость авторских гонораров оставляет желать лучшего. У нас максимальные дивиденды приносит гастрольная деятельность, а сочинительство – это одноразовый заработок.
То есть никаких авторских отчислений вы не видите?
Вижу, но всё это достаточно условные деньги.
И вы с этим смирились?
А что вы предлагаете – устроить авторскую революцию? Я пацифист по натуре. И если бы для меня так принципиально стоял вопрос, можно было бы писать в какой-то другой стране.
Но вы же в Америке тоже работаете.
У любого человека есть эта возможность, у вас в том числе. Просто я россиянин, я так привык.
Недавно вы сочинили музыку для голливудского фильма «Скажи это по-русски». Говорят, это была какая-то сумасшедшая история: вы записывали музыку в одном месте, а оркестр в другом…
На самом деле это обычная голливудская практика. Музыку для большинства блокбастеров записывают восточноевропейские симфонические оркестры, и по Интернету сигнал передают за океан. Это экономически выгоднее, чем вести двести человек в Лос-Анджелес.
А как вы попали в Голливуд?
Голливуд – обтекаемое понятие. Это не определённое географическое место с белыми буквами на скалах, это большое количество фабрик, среди них есть множество независимых, которые за небольшие деньги делают мегапродукты. Конечно, никто меня там не знал: Игорь Николаев, человек с усами, который поёт. Но результат моей работы говорит сам за себя: когда я за музыку к фильму получил приз международного кинофестиваля в Чикаго, это уже что-то значит. Сейчас меня пригласили в одну сильную компанию писать музыку к сериалу. Сериалы в Америке –дело крайне престижное, там снимаются суперзвезды. И материально это выгоднее, чем работа на полный метр, потому что сериалы чаще появляются на экране.
Фильм «Скажи это по-русски» будет в нашем прокате?
Это не ко мне вопрос. Это меня никак не волнует.
Вам не хочется, чтобы ваш фильм увидели в России?
Очень хочется, но я не могу на это повлиять. Я был на кинофестивале в Монако, где мне вручили приз за лучшую музыку, и всю съёмочную группу пригласил к себе на приём принц. И, конечно же, мне хочется, чтобы мою работу увидели и простые люди, а не только принц Монако.
Расскажите про эту вечеринку!
Там были Клаудиа Кардинале, Фэй Дануэй… Я на всякий случай смокинг надел и не прогадал – почти все мужчины были в смокингах. Но некоторые артисты были просто в чёрных костюмах и галстуках. Это была тёплая домашняя вечеринка, пафоса очень мало. Я даже не ожидал.
В общем, посидели по-семейному?
Постояли по-семейному. Дело было во внутреннем дворике дворца.
Но ваша карьера за рубежом не означает, что в России мы вас больше не увидим?
Игорь Николаев, поющий в России по телевизору, и Игорь Николаев пишущий музыку в Голливуде, - это абсолютно разные люди, они друг другу не мешают, у меня находится время и для того и для другого. Например, декабрь – месяц напряжённый, у артистов много выступлений, а вот в январе можно уже заняться музыкой. Конечно, можно лечь на диван и сказать: «Я устал». Но я пока не устал, я хочу работать.
___________
(Дедлайн (англ. dead-line) - это «мертвая линия». Таким образом выражена финальность, неизбежность и окончательность этого поставленного кем-то крайнего срока.)
(Дедлайн (англ. dead-line) - это «мертвая линия». Таким образом выражена финальность, неизбежность и окончательность этого поставленного кем-то крайнего срока.)
Подробнее...