Игорь Николаев гость шоу
на Первом радио [2010]
26 апреля 2010 года радиостанция "Первое радио" пригласила в гости композитора Игоря Николаева. Ведущая шоу Ольга Ларина стала обладательницей дисков и автографов от Звезды.
Ольга Ларина: Вы слушаете «Первое радио». Сегодня у нас в гостях мэтр отечественной эстрады, автор знаменитых шлягеров, Игорь Николаев. Игорь, здравствуйте!
Игорь Николаев: Здравствуйте, сейчас послушал свой голосок, наверное, 15-летней давности, что ли? Умилился. Если не чувство ностальгии, то наверное, чувство воспоминаний о том, что когда-то это считалось пением всерьез, это пение нараспев. Мааалииииновое вино (напевает), сейчас я тоже пою эту песню на концертах, но несколько иначе.
Ольга Ларина: Песни повзрослели с этого времени?
Игорь Николаев: Ну, песни не взрослеют, их исполнители взрослеют. Песни имеют определенную дату рождения и естественно тоже взрослеют. Публика, которая ее первый раз услышала, артист, который ее первый раз спел. Но есть всякие новые прочтения этой песни, ремиксы. Предположим песня «Комарово», когда-то прозвучала в исполнении Скляра, но одним из первых ее исполнителей был Валера Леонтьев, он ее сейчас перезаписал. Опять же Максим Галкин поет песню «На недельку до второго, я уеду в Комарово». То есть песни всегда имеют новую жизнь, они могут быть по-новому перепеты, исполнены, но дата рождения остается прежней.
Ольга Ларина: Мы на вас подготовили досье, давайте послушаем.
Досье: Игорь Николаев родился 17 января 1960 на острове Сахалин. Композитор, поэт, певец, продюсер. Выпустил более 22 альбомов. Его песни исполняют Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Татьяна Овсиенко, Александр Буйнов, Кристина Орбакайте и многие другие звезды эстрады. Заслуженный деятель искусств РФ. Женат на Юлии Проскуряковой. От первого брака дочь Юлия. Скоро знаменитый певец и композитор во второй раз планирует стать папой.
Фоторепортаж из студии Первого радио - Игорь Николаев
Игорь Николаев: Да, у вас тут без желтой прессы не обошлось. Во-первых, Юлия Проскурякова не является моей женой, пока что, это дело времени. Так же с рождением ребенка погорячились, я, конечно, надеюсь, что стану папой, даст Бог, во второй раз. Но явно это не так быстро.
Ольга Ларина: Не планируете в ближайшее время женится?
Игорь Николаев: Одно дело планировать, другое — говорить об этом как о факте.
Ольга Ларина: Хорошо, давайте поговорим о вашем творчестве. Прежде всего, вы считаете себя исполнителем или автором песен?
Игорь Николаев: Я считаю себя и тем и другим. Вы знаете, песня, на самом деле, очень сжатая форма искусства. Как мы с Володей Матецким шутим: «малая форма большого искусства». Поэтому я в этом жанре могу с любых сторон подойти к песне: быть автором музыки на чей-то текст, быть автором музыки и текста, в разных комбинациях. Автором для кого-то и автором для себя. Знаете, у нас, к сожалению, словосочетание автор-исполнитель, через дефисик мерзкий такой, означает исполнителя бардовской песни, автор-исполнитель, это почему-то человек такой с гитарой в свитере, сидящий у костра, приехавший на фестиваль КСП-шников и нудно поющий таежный вальсок какой-нибудь. Но на самом деле это не так узко. Как шутил покойный Леонид Петрович Дербенев: авторская песня – это песня, которую никто кроме автора не поет. Я в этом смысле, конечно же, не исполнитель авторской песни. Хотя, безусловно, я являюсь автором песен, которые сам и исполняю. Но, поскольку, этот жанр пренебрежительно называется попсой, то я другие жанры не буду трогать и как-то их называть. Просто я пишу песни и все. Потом, изначально, ведь слово «шансон» не являлось синонимом блатной песни или какого-нибудь городского романса. В переводе с французского – это просто песня. Без определения жанра.
Ольга Ларина: Почему поп-музыка, почему не рок, к примеру?
Игорь Николаев: Знаете, мы сейчас просто с вами начнем спорить, а лучше этого не делать. Я то считаю, что рок музыки как таковой у нас в стране нет. Есть внешние атрибуты, можно надеть маечку, сережку в губу продеть, куртку-косуху одеть. Но от этого ты не станешь рок музыкантом. Нужно просто уметь эту музыку играть. К сожалению, у нас не умеют ее играть, я знаю очень многих больших людей в рок музыке. Я с ними и общался и продолжаю. Тот же Desmond Child, который писал для Alice Cooper. Все мое детство прошло под знанием Uriah Heep и Deep Purple. Я их слушал. И расскажу, на какой пластинке, какая песня. Все это я сыграю и покажу, как надо сыграть, но зачем, если я занимаюсь другой музыкой. С другой стороны, знание должно быть универсальным. Арам Хачатурян сказал, что современный композитор должен написать все, от циркового галопа до симфонии. Человек должен иметь в своей палитре, владение и симфоническим оркестром, которое может пригодиться, как мне, например, пригодилось несколько раз. Для песни Аллы Борисовны «Балет, балет, балет», где играет большой симфонический оркестр. Или песня «Птицы», предположим. Оркестр народных инструментов, который у меня играл и в «Паромщике» и в «Балалайке». Нужно знать технологию записи, которая тоже помогает вам в вашем процессе. Но изначально нужно иметь, я уверен, классическое музыкальное образование, ту основу, от которой ты можешь оттолкнуться. Я закончил и по скрипке, но скрипка у меня не задалась. Дальше была композиция в Москве, у серьезных педагогов, поэтому я понимаю, как делать партитуру для симфонического оркестра. Когда человек имеет профессию в своих руках, он может делать все что угодно. Мне сейчас для картины в Голливуде нужно было для картины писать симфоническую музыку. И все получилось, это оценили, музыка даже премию какую-то на кинофестивале в Америке получила. Если расширять свои же собственные рамки, если понимать, что ты не узконаправленный сочинитель песен, то тогда все становится на свои места. Ты просто профессионал, который делает свое дело.
Ольга Ларина: Отражает ли ваша музыка, ваши песни состояние вашей души? Можно ли по музыке понять, о чем вы сегодня думаете, о чем переживаете?
Игорь Николаев: Я же пишу песни для кого-то, для чьего-то исполнения, поэтому песня должна быть зеркалом души того, кто эту песню берет, поэтому нужно знать, что у него там на душе. Что у меня никого не волнует на самом деле. Если я пишу песню для себя, тогда другое дело, тогда я должен петь о том, что происходит в моей жизни. А если я пишу для Пугачевой или Аллегровой, то я должен понимать, что происходит у них в жизни.
Ольга Ларина: А не бывает такого: рождается музыка, рождается стих, а под кого, она уже выбирается после.
Игорь Николаев: Наверняка такие авторы есть.
Ольга Ларина: У нас есть телефонный звоночек, Ангелина, здравствуйте.
Ангелина: Скажите, Игорь, после какого события в вашей жизни, родилась песня «Такси, такси». И когда вы в последний раз ездили в такси?
Игорь Николаев: Такси — достаточно удобный вид транспорта за границей. Это не накладывает на тебя ответственность и вероятность встречи с полицией равняется нулю, скажем так. Это удобно, я пользуюсь достаточно часто. Все песни из альбома «Дельфин и русалка» писались очень быстро, может за месяц. Видимо было такое состояние, писалось, хотелось сделать быстро пластинку. Там было несколько дуэтов: «Два крестика», «Дельфин и русалка», «Такси, такси».
Ольга Ларина: У нас сейчас будет возможность послушать еще одну песню, она называется «Смс».
Игорь Николаев: Это тоже дуэт, но не с Наташей Королевой. Это дуэт с Юлией Проскуряковой, изначально это была сольная песня, сейчас мы поем ее вместе и думаю, дальше песня будет жить в таком виде.
Ольга Ларина: А почему большинство ваших песен адресовано для женщин? Исполнители, в основном, женщины.
Игорь Николаев: Знаете, авторы песен тоже попадаются, например, песня «Айсберг», автор текста Лидия Козлова. Мне кажется, что песня достаточно удачная в свое время была, до сих пор ее народ помнит и знает. Ну а почему поют женщины? Странно, если бы было по-другому. Всю жизнь писал, в основном, для женщин, работал в коллективе у замечательной великой женщины Аллы Пугачевой 10 лет, поэтому, то, о чем хотелось бы петь женщинам на сцене я пришел к этому пониманию много лет назад и могу себе сконструировать динамику тем, которые интересуют женщину-певицу. Не может быть двух одинаковых песен. Постоянно все меняется в жизни женщины и меняется ее настроение, эмоциональный фон, личная жизнь. Должны меняться песни, должен меняться репертуар.
Ольга Ларина: А почему в большинстве случаев затрагивается тема несчастной любви?
Игорь Николаев: Потому что это и ест основная тема всех песен, не только песен Игоря Николаева. Самые популярные песни о любви – это песни о несчастной любви. Кого интересуют песни о счастливой любви? Так же как сказал Лев Николаевич Толстой: все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные несчастливы по-своему. Интересует именно драма. Любая песня о любви: народная или нет, она о несчастной любви. «Ромашки спрятались, поникли лютики….», «Она сняла решительно пиджак…», «Парней так много молодых, а люблю, понимаете, женатого». Везде какая-то драма, неопределенность, понимаете, везде есть о чем попеть, выпить и затянуть песню за столом. Я не знаю, и вы не знаете, ни один человек, счастливую песню, которую хотелось бы петь за столом. Все народные застольные песни, которые существуют — это песни о несчастной любви.
Ольга Ларина: Молодому человеку, который пытается пробиться в современный мир шоу-бизнеса тяжело сейчас выбиться на музыкальный олимп? Какие первые шаги ему нужно сделать? Совет дадите? Вы наверняка знаете шоу-бизнес, как никто другой.
Игорь Николаев: Ну ладно. Что значит никто? Что я один, что ли, в этом шоу-бизнесе? Я наоборот считаю себя немножко в сторонке от него (смех). Естественно меня все знают, и я всех знаю, но это не значит, что я нахожусь в эпицентре. Наоборот, я где-то на обочинке нахожусь. Кому надо — меня находят. Или кого надо, я нахожу.
Ольга Ларина: Вы будете тратить время на молодого музыканта?
Игорь Николаев: Я трачу свое время на молодых……. певиц, которые впоследствии перестают быть молодыми, но это уже вопрос времени. Как помните: «Его превосходительство любил домашних птиц и брал под покровительство молоденьких девиц». Но меня не интересует, скажем, продюсерство, как таковое, уверен, что у нас в стране нет продюсерства, в западном понимании этого слова, так же как нет и рок музыки. Поэтому, то что я делаю, я делаю не как продюсер, а как человек, влюбленный в другого человека. И тогда получается результат. Я не имею в виду – влюбиться и это значит надо обязательно с ней жить, заниматься любовью и так далее. У нас были замечательные отношения, я был влюблен и люблю Аллу Пугачеву и Ирину Аллегрову. Это не значит, что мы с ними жили. Это значит просто, что я люблю их как творческих личностей. Они мне безумно интересны и дороги, и это, я думаю, самое главное.
Ольга Ларина: Если бы к нам в студию сейчас зашла молодая девушка, талантливая и красивая. И сказала: этой мой единственный шанс показать вам свое творчество. Что бы вы сказали девушке?
Игорь Николаев: Пусть заходит (смех).
Ольга Ларина: Еще одна ваша композиция, она называется «Особенный день». Что-нибудь расскажете о ней?
Игорь Николаев: Эта песенка была написана специально к моему творческому вечеру, который был в Юрмале в 2008 году. Мы с Аллой Пугачевой вели этот вечер вдвоем. Очень много артистов принимало участие, человек 40 наших звезд, надо было с чего-то начать, стартовать этот вечер и я написал песню «Особенный вечер». Для меня тогда это был особенный день. Каждый человек имеет в своей жизни такие дни: день рождения, свадьба, что угодно. У меня сегодня концерт в Краснодаре.
Ольга Ларина: А как вы вообще относитесь к деньгам в своей жизни?
Игорь Николаев: Как любой человек: хотел бы их зарабатывать.
Ольга Ларина: Вы довольны тем, что сейчас получаете.
Игорь Николаев: Думаю да, потому что хорошему предела нет и расстраиваться по поводу того, что ты не самый богатый человек на свете не стоит. Можно так и жизнь покончить самоубийством. Лучше понимать, что ты находишься на определенном лэвеле. Есть люди беднее тебя, есть богаче. Есть гораздо беднее и гораздо богаче и поэтому нужно успокоиться и не думать об этом вообще.
Ольга Ларина: Не хотелось бы подумать о своем каком-то бизнесе? Может быть небольшом?
Игорь Николаев: Я не думаю, что буду успешным в некоем бизнесе, отдав свое имя, например, назвав какой-нибудь ресторан с sea-food «Дельфин и русалка» (смех) или открыть магазин алкогольной продукции под названием «Выпьем за любовь». Не знаю, мне кажется, что это надумано и ничего не получится. Уверен, что я хочу заниматься только своим делом и больше никаким.
Ольга Ларина: У нас есть звонок, Виктория, здравствуйте.
Виктория: Игорь, как вы относитесь к фонограмме. Приходится ли вам под нее выступать, и оправдано ли то, что человек придя на концерт, в живую, к людям, вместо того, чтобы выступать — открывает рот перед аудиторией.
Игорь Николаев: Понимаю ваш вопрос. Когда человек поет в живую, он тоже открывает рот. Даже более активно, или наоборот (смех). Когда человек поет живьем, он может даже, более сдержан в своей мимике, нежели тот, который изображает поющего. Это никогда не угадаешь. Только остановка фонограммы может разоблачить человека. С другой стороны, мне самому, например, гораздо тяжелее под фонограмму. Там есть свои нюансы, где-то ты дольше протянул «Аааа», где-то меньше. Для меня гораздо легче петь живьем. Потом, очень много зависит от условий, в которых вы выступаете. Есть съемки телевизионного формата, в которых вы обязаны петь под фонограмму. Если это концерт для зрителей, то вы обязаны петь вживую, потому что вы обязаны быть здесь и сейчас, и публика хотела бы понимать, что поют именно для них. Я пою живьем. При мне есть музыканты, которые могут сыграть ту песню, которую захочет публика. Все зависит от артиста. Есть те, кто по секундам размеряют свое шоу. У меня во время концерта может измениться все, что угодно. Я могу поменять программу или песню. Этим удобно исполнение вживую.
Ольга Ларина: Как вы отдыхаете?
Игорь Николаев: Ой, что-то я уже давно не отдыхаю. Поездка у меня какая-то бесконечная в этот раз. Ну поеду, буду отдыхать. Поиграю в теннис, так, чтобы это было где-нибудь на море. Я люблю теннис, так, чтобы был морской воздух и солнце. Это меня восстанавливает.
Ольга Ларина: Следующая композиция называется «Метели».
Игорь Николаев: Да, это должно нас немного охладить и освежить. Вещь «Метели», хоть она и сольная. Я пою ее с всевозможными дуэтами. И с Викторией Дейнеко и на концертах с Юлией Проскуряковой. Изначально это сольная песня.
Ольга Ларина: Вы счастливый человек?
Игорь Николаев: Конечно, любой человек должен чувствовать себя счастливым.
Ольга Ларина: А почему должен?
Игорь Николаев: Потому что в этом есть некая медитация, иначе вы себя будете чувствовать несчастным.
Ольга Ларина: Что вас вдохновляет на сегодняшний день, или может быть кто?
Игорь Николаев: Каждый день меня сейчас вдохновляет публика. У меня сейчас тур концертный. Единственный стимул – это эмоции публики. Ощущение того, что скоро начнется концерт, расслабление, другой город и следующий концерт.
Ольга Ларина: О чем вы мечтаете и чем увлекаетесь?
Игорь Николаев: Я мечтаю о том, чтобы это продолжалось как можно дольше. Состояние активного образа жизни. Есть увлечения, но они тоже связаны с музыкой. Есть предложения в Голливуде, это киномузыка.
Ольга Ларина: Кому вы хотите сказать спасибо на сегодняшний день?
Игорь Николаев: Всем людям, которым я был небезразличен все эти годы, те которые начали меня как личность. И покойному Игорю Васильевичу Якушенко, который меня открыл и привез в Москву. Михаилу Исаевичу Таничу, ушедшему из жизни, который меня ввел в мир песни и с которым я написал известную песню «На недельку до второго». Но дело не в этой песне, а в том, что он меня познакомил со всеми людьми, которые занимаются этим. И конечно Алле Пугачевой, которая начала петь мои песни, сделала меня известным на всю страну и продолжает быть моим другом. Она была у меня на дне рождении, я у нее. Мы дружим, встречаемся не каждый день, конечно.
Ольга Ларина: Спасибо и вам огромное, что заглянули к нам, нашли время. Можно я пожму вашу руку. На концерт риглашаете?
Игорь Николаев: Да. Ребята, мы жмем сейчас руки. Конечно, приглашаю. Вас тоже, приходите, Оля.
Ольга Ларина: До свидания.
Источник: Официальный сайт "Первого радио"
Подробнее...