Игорь Николаев стал Персоной грата
на Радио России [2011]
1 марта 2011 года ранним утром, в первый день весны в гости на "Радио России" пришёл композитор Игорь Николаев и стал желанной "Персоной грата" в программе Виталия Ушканова.
Не знаю, как вам, дорогие слушатели, но мне нынешняя зима показалась такой долгой и неласковой, что даже календарный приход весны воспринимается как праздник. Возникло желание даже как-то отметить этот первый весенний день в нашем эфире, вот почему в нашей студии - гость, с которым можно поговорить не о политике, а о жизни. Человек этот известный, песни его популярны в нашей стране уже более четверти века.
Гость программы – заслуженный деятель искусств РФ, композитор и певец Игорь Николаев.
Гость программы – заслуженный деятель искусств РФ, композитор и певец Игорь Николаев.
Слушать запись эфира
- Вы родились в январе, да ещё и на Сахалине. Наверное, зиму переносите более спокойно и прихода весны особо не ждёте.
НИКОЛАЕВ: Почему "да ещё и на Сахалине"?... Между прочим, наш климатический пояс почти что субтропический, это же Южный Сахалин.
- Я там ни разу не был.
НИКОЛАЕВ: Я Вам немножко расскажу. У нас тёплое течение. Конечно, не Гольфстрим, но всё равно. У нас произрастают полутропические растения. Есть очень тёплое море с потрясающим золотым песком. Если бы у нас были предприниматели-затейники, которые любят возводить мировые курорты, то, поверьте, там можно было бы всё очень хорошо устроить.
- Но таких предпринимателей не находится.
НИКОЛАЕВ: Не знаю, может быть, не подпускают: всё-таки близко японская граница.
- Когда Вы в последний раз были на малой родине?
НИКОЛАЕВ: Я бываю там иногда с концертами, был по случаю 70-летия моего отца... Он ушёл давно из жизни, 30 лет назад, в 1981 году. К 70-летию я выпустил в Москве его книгу, ведь он был писателем и поэтом, членом Союза писателей и Союза журналистов. Эту книгу я привёз в Холмскую областную библиотеку, которая носит его имя (Центральная районная библиотека г. Холмска им. Юрия Ивановича Николаева). Энтузиасты-библиотекари, которые работают там за очень маленькие деньги, поднимают и держат словесную культуру словесности в маленьком сахалинском городке - настоящие герои. Они - герои нравственности, герои нашей страны, герои России, потому что у них есть какое-то всё-таки обоснование и аргументация, мотивация этой работы. Они мне очень родные люди.
- Когда Вы приезжаете в свой город, на Сахалин, в город Холмск, как относятся к Вам люди, носят на руках?
НИКОЛАЕВ: Да нет, ну что Вы. Они, надеюсь, с уважением ко мне относятся, но, всё-таки, как говорится: нет пророка в своём отечестве. Если мы говорим о городе детства, то по воспоминаниям Мэрилин Монро, самые тяжёлые её концерты и приезды были именно в её родной городок, где она была Нормой Джин. Если вся Америка и весь мир её боготворил, то там было холодно и как-то грубовато. Я этого не скажу, так получается, что меня сахалинцы встречают в любом городе, в любой стране, даже если ты даёшь концерт в самом глухом городке Америки, обязательно хоть один человек будет с Сахалина и попросит спеть песню "Человек, влюблённый в Сахалин". Казалось бы, такой маленький островок, а его жители расползлись по всей планете, в том числе и я. Поэтому это ощущение причастности к какой-то маленькой территории очень важно.
- Игорь, наверное, именно любовь в Вашем поэтическом, песенном творчестве занимает центральное место. 3 мая в ГКД состоится Ваш концерт, который, опять же, называется "Одна надежда на любовь". У Вас есть своё определение любви?
НИКОЛАЕВ: Это ощущение с годами меняется. Это, скорее, для поэтов любовь - глагольное определение. Всё-таки, когда мы говорим "я вас любил", это – действие. Или "я люблю тебя до слёз", это – тоже действие. Очень многие критики упрекают меня за текст песни "Я люблю тебя до слёз", хотя я считаю его одним из своих удачных текстов по причине доступности и проникновению в сердца, это такой "прямой массаж сердца". Когда ты говоришь "любил" или "люблю" – ты не думаешь, ты просто делаешь, ты любишь. Всё на грани.
Как замечательно сказал Иосиф Бродский: "Если ты говоришь, что любовь – это мерцание звёзд, то ты находишься рядом с пошлостью, даже посередине пошлости. А если ты говоришь, что любовь - это свет фар сквозь туман старого Шевроле – тогда ты поэт. Но при этом ты - поэт относительный, потому что тебе надо брать всё новые и новые горизонты в поэзии, иначе ты непременно скатишься туда, где любовь – это мерцание звёзд".
Динамика поэта всегда в любви, в её осознании – от сложного к простому. Если Пастернак начинал "Как бронзовой золой жаровень, жуками сыплет сонный сад..." или "Я клавишей стаю кормил с руки...", то к концу своего творчества приходит к "Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти". Он почти поговорками начинает разговаривать. Я заметил такую вещь, чем народнее песня, чем популярнее та песня, которую я делаю, тем злее критики. Для меня всегда это марка: "О, песня-то, у меня удалась, если её так кусают"...
Подробнее...