Игорь Николаев о любимом фильме,
поэзии и скандалах
- Вопрос между прочим, задавал ваш главный редактор. Ну так – тема вечная. Прежде ты отвечал, что разговоры о собственно твоих Для его всенародной известности он очень молод, но кажется, что он так долго именит, что знаем мы его сто лет, с поры, когда нам еще нравились бесхитростные мелодии и простенькие, но стильные рифмы.
А теперь настали времена другие, времена кабацких нравов, и его готовы зачислить в разряд старозаветных мастеров, сохраняющих приверженность красивой музыке, не бьющей по голове и ушам, а кА бы гладящей, и текстам со словом “любовь” без всегдашних теперь приставок “секс, секс, секс”.
Многие подозревают в нем упадок сил, упадочное настроение, мол, кончился.( С этого, кстати, начал и я “допрос” ) Он аккуратно, тихо и твердо ответил “диагноз”. Но не стал бить себя в грудь и уверять, что все клево. Он просто отвечал на вопросы. ( На пару, утверждаю, не ответил. Его право. Читайте). Для стартового я прикрылся визуальным впечатлением.
НИКОЛАЕВ И КРИЗИС
- Я не раз и не два слышал “приговоры” в твой адрес. Надо сказать, суровые. Про, например, кризис, в который ты впал и который на сей раз – окончательный.
- Кризис – это нормально! Это самое плодотворное, продуктивное состояние. Тут очень впопад Вознесенский: “Как деградирует весна на тайном переходе к лету”. Что-то такое накапливается в тебе, хорошее, чему обязательно будет выход…
- “Успокойся, в хорошие книжки заройся” – тобой, между прочим, цитируемый Евтушенко несколько лет тому в ответ на аналогичный вопрос.
- кризисах тебя угнетали только по первости… Но, Игорь, трудно поверить, что такие толки задевают за живое, да еще артиста, который суть “существо без кожи”…
- Тем не менее. У меня иммунитет. И выработан он в первую очередь огромным количеством прочитанных в детстве и юности книг. И избирательно отобранных памятью. А первая книга – Библия, потому что вся остальная литература – вариации на вечные библейские сюжеты. Депрессия на поверку – одно из самых прекрасных состояний. “Я в кризисе. Душа нема”, - это тот же Вознесенский, но – никакой катастрофы!
- Что такое кризис? Он составляет в нашей жизни процентов 90. Больше того: из оставшихся… эти десять процентов тоже не состоят, увы, из удач, они состоят из будничной маеты.
- Россини написал в молодые годы “Севильского цирюльника” – и все, и ничего больше. Но это – написал. Как прикажешь относиться ко всей последующей жизни его – как к кризису?
- Заострю вопрос. Ты, конечно, извини, но если вдруг с тобой случится такое, но не как преходящее состояние…
- Я и к этому готов, точно знаю, что это суета, все это от гордыни. Я переживу, за себя я уверен.
НИКОЛАЕВ И ПОЭЗИЯ
- Ты всегда декларируешь антиидеалогичность, но как же тогда:”Поэтом можешь ты не быть…”?
- Я – профессиональный музыкант. Поэтому мне гораздо удобнее и приятнее говорить о музыке. Идеология и политика – не мое. Я пишу песни, они не несут ничего такого, они о чувствах. О вечном. А про экологию я писать не умею, про нее напишут другие.
- “Сейчас так модно среди артистов “бороться”…
- А я, слава Богу, модным в этом смысле не был. Строчки Маршака стали моей заповедью: ”Ты старомоден – вот расплата за то, что модным был когда-то”. Я точно знаю: быть вне моды равняется быть непохожим, и я доволен.
- Мне известно, что в “начале пути” (прошу прощения за штамп) ты сотрудничал с Андреем Вознесенским…
- Да, мы писали две песни, и я хорошо помню, как ко мне, лишенному каких-то регалий, каких-то заслуг, не имевшему репутации, веса, пацану по большому счету, он отнесся как к равному, в высшей степени доброжелательно… Потом, ты знаешь, у меня очень ограниченный заветный список литературы, который я время от времени перечитываю. Туда, безусловно, входит Вознесенский. Хотя я знаю наизусть добрую половину им написанного, держать в руках его книжку – такой же для меня кайф, как прежде.
НИКОЛАЕВ И БЫТ
- Все, что есть у меня, зарабатываю в поте лица, но я считаю глупым отчитываться, чтобы, не дай Бог, не заподозрили в чем-то… Но сведения о шике, в котором мы купаемся, наверняка преувеличены…
- Я пришел в этот мир ( имею в виду артистический, эстрадный мир) из соображений высоких. Это было отправным, нюансы: что кому и почем – это потом. А пришел я из потребности быть нужным.
- Попытаюсь вернуть разговор в бытовое русло… Вот, скажем, ваше успешное турне по Германии, я много о нем читал.
- Слава Богу, говорю как есть… Нам постоянно продлевали немецкий контракт потому, что он проходил успешно, а мы ездили не по войскам, а по городам… Везде были аншлаги, и все время менеджер настаивал на продлении.
- Ну, тогда тем более должны были быть решены все проблемы с мошной…
- Нет, мы так ничего и не накопили, но я говорю это ни в коем случае не с сожалением. Потому что все это время, пока мы там находились, мы там жили, понимаешь?
- Да, по себе мы уяснили, что человек быстро привыкает к хорошему. В нашем случае – к определенному уровню жизни. И потом, я не вижу смысла в том, чтобы набивать, как ты говоришь, мошну – зачем? Мы очень довольны этой поездкой в том смысле, что имели возможность позволить себе прекрасные отели с потрясающими условиями. Благодарю Бога, что он нам дал пожить этой жизнью (как ни наивна такая радость). Потому что, он нам дал заработать, - это причина, следствие же – хорошая Жизнь. Нет, так: нормальная жизнь.
- И вы, стало быть, возвернулись ни с чем, но довольные?
- Почти ничего не осталось, так, на туристском уровне. Быть может, иной поступил бы по-другому.
Зато был потрясающий парк во Франкфурте! Мы туда забрели однажды вечером и с тех пор ходили ежедневно, как дети радуясь совершенно захватывающим аттракционам, атмосфера просто сказочная!
- А можешь ли ты сегодня позволить снять клип ( знаю, на чем ловить самых крутых звезд)?
- Я очень давно не делал клипов по той же, что у всех, причине – за отсутствием денег.
Какой может быть выход? Я очень хорошо знаю, что нужно просить, искать того, у кого можно попросить… Но ведь ты помнишь Воланда, то хрестоматийное “ничего не проси”. Уповать, что “сами предложат и сами все дадут…”, утопично, но я так уж создан… Один раз мне повезло, сами предложили и дали, это был клип “Бедный Моцарт”…
Парадокс в том, что (но это ни в коем случае не нытье) есть уйма людей, которые испытывают проблемы с репертуаром, но которые не знают проблем с капиталами. У меня, у нас – все наоборот. У нас много подходящих песен, но…
Та же Ротару, которая до сих пор мегазвезда, собирает стадионы, боготворима, - у Ротару нет ни одного клипа!
- Да, кстати, интересно знать твое мнение насчет клипов – в оценочном смысле. Рейтинг отечественных клипов.
- Лучший на сегодня клип, я полагаю, со всех точек зрения, - у Валерии. Почему нет, если есть у нее возможность?
Но нельзя обойти такой вопрос: во имя чего все это делается? Во имя того, чтобы донести до людей песню, верно? И даже я, когда мне сказали, что будет концерт Валерии по телевидению, очень ждал этого концерта, не сборника клипов, но именно концерта! И в итоге же увидел именно клипы, разбавленные осаннами суперзвезд… Все это хорошо, но вот просто под свое имя собрать полный “Олимпийский”, отработать честно два часа перед людьми – это совершенно другое. Народная любовь – это то, что не купишь за самые большие деньги.
НИКОЛАЕВ И НАТАША
- Ваши последние сольники, мне кажется, были давно…
- Ну почему же давно? Они были год назад. А год – это немного для концертов ранга “Олимпийского”. Мы отработали тогда шесть сольных концертов при аншлагах, по два в день.
Нас просят, конечно, дать серию концертов, причем предложения обставляются… заманчиво, но я не вижу себя способным на сегодняшний день сделать новую программу. Не “Дельфин и Русалка”, а что-то новое…Тогда я так же мучительно искал центральную идею, теперь черед нового…
- Скажи, пожалуйста, Наташа продолжает в Москве образование?
- Нет.
- А пробует ли она себя на композиторском поприще?
- Нет… пока нет попыток написать самой. Хотя у нее есть одна песня, написанная в детстве, и ты знаешь, она неплохая, ничего себе. А чтобы серьезно – нет.
Наташа – очень умный человек, она понимает, что если делать это, то делать профессионально, а поскольку у нее есть ежедневный повод для сравнения, она и задается вопросом, зачем? Скажем, если я точно знаю про себя, что не умею танцевать, то я и не танцую. Может быть, я и хотел бы, да не умею, хоть ты тресни. А Наташа умеет, и все знают, что умеет, и она это с большим удовольствием делает. А если она не умеет писать песни – она и не пишет их.
- Какой была ваша реакция на громкую статью в молодежной газете, где Наташе просто посоветовали сначала подковаться в ударениях, а уж после ударяться в лирику…
- Ну, никакой катастрофы я в этом не вижу. Конечно, тон мог быть в конкретном случае другим, но все равно: и такая оценка имеет право существовать.
- Но это твое отношение, зрелого человека . Но ведь Наташа…
- Дело не в возрасте, она очень трезво на такие вещи смотрит.
И потом, мне кажется, я сообщил ей, что ли, свое отношение к таким вещам.
Я помню, а первых порах и меня такие наезды обижали. Но я тебе парадоксальную вещь скажу: я был не прав, потому что так отреагировал.
Это очень непростая “теория”, нужно ею проникнуться, и Наташе это удалось.
- Ну просто не семья, а ячейка толстовцев…
- Нет, ну, в каких-то вещах, наверно, мы совпадаем, иначе как бы мы были вместе?
А что касается “толстовства”, это особый разговор. И у Наташи, и у меня (тем более) было много случаев, когда мы “ревизовали” свои суждения. Спасают библейские постулаты. Хотя бы один, что на поверхности: “Не суди, да…” А если тебе на это недоуменно или злорадно скажут: “А имярек продолжает, гад, судить тебя”, ты отвечаешь: “Возлюби врагов своих…” Хотя очень трудно внушить себе, что это не от слабости. Но если внушить, то всегда будешь победителем. И тот человек, что причинил тебе боль, этот человек поражен и сражен твоей силой, силой твоего духа, такой поворот вещей его просто убьет… И пройдут годы, все перемелется, нет ничего нового под солнцем, и этот человек окажется в числе твоих доброжелателей, я убежден в этом.
- Ты так убедительно об этом говоришь…
- Потому что – опыт. Это чрезвычайно важный для нас с Наташей постулат, чтобы я мог вот так, запросто, на эту тему философствовать.
- Я помню, как ты говорил о принципе разделения песен между тремя дамами.
- На самом деле так: когда у меня готов материал (а я стараюсь написать зараз три песни), я его наигрываю каждой. Ты представляешь, ни разу не было такого, чтобы каждая из них не угадала свою песню!
- А имеет ли между женщинами место ревность?
- Ну… мне кажется, нет, удается этого избежать.
- Игорь, твоя бывшая супруга…
- Это очень интимно, камерно.
- Ты не великий охотник распространяться на обожаемую народом тему “жизнь”?
- Что в наших условиях совершенно естественно, потому что у нас ненормальное освещение семейной жизни. У нас все это направлено на бытовую, скандальную с клубничкой, разводно-сводную тему, крутящуюся вокруг постели.
- Игорь, помилуй, звезда обречена на изучение людьми ее жизни на просвет. Вот на Западе…
- Но ведь о Западе я и говорил! Когда я читаю тамошнюю подачу подобной тематики, я понимаю, ради чего все сделано: все направлено – как сказать? – на “усиление звездности”. Служит звезде. Служит романтизации облика артиста. У нас вместо эротики получается дешевая порнуха, понимаешь? Тут что пресса, что кино (вспомни наши сцены альковные). У нас, вольно или невольно, “светская” жизнь направлена на уничтожение артиста. На низведение его до уровня (если исходить из пушкинской теории на этот счет) “черни”.
НИКОЛАЕВ И КИНО
Я заметил, что всякое почти суждение ты иллюстрируешь, как определю, кинематографическими наблюдениями.
О, это моя страсть! Но я – особенный зритель против большинства. Я жду от кино… Как объяснить… Вот все ругали картину “Телохранитель” с Кевином Костнером. Обыкновенное поношение мелодрамы, почему-то этот жанр непривечаем. Меня же этот фильм безумно тронул, и мне абсолютно все-равно, сочтут ли мой вкус примитивным. Наташа плакала. Я же сидел просто оглушенный… А пресса атаковала: “слабый фильм”, ““примитив”, упреки в непрофессионализме. Обычная история, ты понимаешь, история, которая доказывает, как далеко от народа все это: господа, рассуждающие, какое искусство надобно народу, сама эта дурацкая традиция все априори отрицать… Всегда забывается, ради кого все создается, забывается конечный потребитель всей продукции… Но, если моя, наша оценка совпадает с оценкой такого человечного и чистого сердцем человека, как Володя Пресняков, - значит наши критерии нормальные.
Я был на премьере “Дракулы” Копполы (всемирная премьера). Ты знаешь, я убежден, что просмотр фильма на видеомагнитофоне равносилен его прослушиванию по радио. Эффект не тот, что в настоящем кинотеатре, где звук, изображение таковы – по уровню, по мощи – что ты понимаешь, что хотел сделать режиссер. Мне посчастливилось быть на нескольких премьерах такого рода: “Бетмен” в Нью-Йорке, “Индиана Джонс” в Стокгольме… А! Самое потрясающее, что я видел вообще на своем веку, это мультфильм (тоже премьера) “Аладдин” в Лос-Анджелесе. Боюсь, у меня не хватит сил. Ничего подобного я, преклонных лет человек, еще не видел. Знаю, что тех, кто будет смотреть его по видео, ждет разочарование. Потому, что они лишены будут того шоу, каковым была обставлена та демонстрация, на которую мы сподобились попасть.
- Игорь, извини, я вкраплю вопрос не по теме: а где вы останавливались в Америке?
- Мы жили в “Рузвельт-Отеле”, в том самом, где жили все знаменитости, в первую очередь, конечно, Мерелин Монро.
…Так вот: симфонический оркестр, скприка с валторной, ты не сидишь, как в стереокино, в этих дурацких очках, чтоб получить какой-то мнимый эффект, но тем не менее ты пребываешь внутри мультфильма.
И после этого шоу ты думаешь, что получил в жизни все отпущенное тебе удовольствие.
Я таким орущим, визжащим, хохочущим на всю катушку, плачущим себя не помню. Наверное, я так думаю, это компенсация была за все то, что я недосмотрел в детстве своем. Ты не поверишь:от я сидел в чужом городе, в чужой стране, взрослый…
- …”старый”…
- …да, старый человек (смеется – О.К.), сидел и смотрел во все глаза мультфильм, и так многое понял за это время! И пошел на второй день, и мысли не было, что возможно разочарование. Его и не случилось.
- Интересно, сколько стоит такая радость?
- Что-то около 15 долларов. Это был самый дорогой кинотеатр. Но наплевать.
- Даже можно и без кавычек. Простое. Жизненное.
НИКОЛАЕВ И ПРОСТОТА
- Вот за природную склонность к этой простоте, которую отождествляют с элементарностью и образчиком которой почитается “Бедный Моцарт”, тебе и “попадает по первое число”.
- Есть простота и Простота. Если говорить о “разжеванности”, то я не читал ничего более “разжеванного”, чем предисловие к “Ромео и Джульетте” Шекспира.
Слушай… Две равноуважаемые семьи… в вероне… где встречают нас события… что делают? Ведут междоусобные бои… все разжевано? Дальше… друг друга любят дети главарей… так, понятно… но им судьба подстраивает козни… и гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни… Все! Это “дайджест трагедии” – чем не верх простоты?
Поход (если говорить высокопарно) к простоте всегда сопровождается со стороны критики градом упреков в упрощении, перерастающем в профанацию. Но именно такая критика – показатель того, что все нормально. Вот если не ее – тогда что-то не в порядке, что-то, значит, не то.
- Сейчас вспомнил, как песочили “Комарово” приснопамятное…
- А народ ее пел вовсю. Если одна параллель: и “Подмосковные вечера”, если тебе известно, Соловьеву-Седову стали дорого. Так что – тут все не просто, с простотой.
НИКОЛАЕВ И ВЕЛИКИЕ
- Расскажи, пожалуйста, как у тебя с зарубежными твоими проектами? Я помню потрясающую по мелодике песню, спетую тобой со шведской певицей, кажется, Леной Филиппсон?
- Да, спасибо, песня была, и правда, удачная, я записал ее не только с Леной Филиппсон, которая сейчас там признана секс-символом, но и с Лиз Нельсон, она теперь в Швеции певица номер один. И каждая из них взяла эту песню себе на пластинку. У Лиз был еще один интересный дуэт – со знаменитым Майклом Болтоном.
С Майклом, к слову сказать, у меня связаны интересные “мемуары”.
Мы с Володей Матецким ездили в Хельсинки встречать группу американцев, была мерзкая погода, дождь со снегом, и тогда Майкл еще не был супер. Мы общались, рассуждали за жизнь, причем он особенно напирал на то, что жизнь невероятно тяжелая… Мы ели хот-доги, политые кетчупом, слушали, а он… рассказывает: надо платить за квартиру, у меня однокомнатная квартира, кошмар, денег нет совсем, никакой надежды – ну, полный ад!
Потом мы сидели в номере. Майкл пел. И я сказал Володе Матецкому: если, говорю, этот человек, который вот сейчас сидит на диване и играет на гитаре, там… влачит… тогда вообще ловить нечего, надо завязывать к чертовой матери с музыкой.
Потом мы все поехали в Москву, была очень трогательная сцена проводов…
И вдруг – превращение, которое, очевидно, возможно только в Америке! “Голос года”, премии, певец номер один… Просто невероятно.
И что происходит?
Вместо снятия трубки и разговора “привет, слушаю” – работает автоответчик. Который никогда не отвечает.
И Володя Кузьмин, который написал с ним в Москве песню, - эта песня так и не была записана, исполнена.
Потом, на одном из “пати”, мы встретились, случайно, и он признал, улыбался. Но это было такое – “кип смайл” – традиционное этикетное “держание улыбки”.
- Не касательно сути твоего рассказа, но исходя из последних слов: скажи, пожалуйста, как часто ты наблюдал такие малоприятные метаморфозы с переносом уже на отечественную почву? Ты такой же по отношению к таким типам “миндальный” как всегда, со всеми?
- Конечно, всякое видел. Но стою на том, что каждый сам себе выбирает линию, манеру поведения.
Говоря в широком смысле, у меня лично никогда не было автоответчиков. Еще раз оговорюсь, что мои “антиавтоответчиковые речи” не следует понимать буквально. Наоборот, это здорово, когда он есть! Я сам временами думаю: “Как здорово, берешь, слушаешь, чего там наговорили…”Возможно, мне просто лень его поставить, возможно, мне просто импонирует брать трубку и говорить: “Алло!”.
Знаешь, я не тот человек, которому приближение к величине может застить созданное этой величиной. Ведь, если ты видишь, что этот человек просто ест, просто пьет, видишь, что именно он ест и пьет, наблюдаешь его в домашнем интерьере, то для тебя он как бы уменьшается. Становится обыденным. А этого не должно быть. Вот я знаю Аллу Борисовну уже много лет, из которых восемь я просто с ней проработал, и она от этого не становится меньше, она – Великая Пугачева.
Вообще я счастливый человек в том смысле, что знаком на личном уровне с очень многими западными истыми звездами, и говорю об этом ни в коем разе не как о своей заслуге, но просто для подчеркивания мысли настоящая звезда – предельно простое, доброжелательное, искреннее существо, плюс трудолюбие. Например, Бенни Андерсон из легендарной “АББА”.
- Ты – такой же?
- - Мне хотелось бы быть таким. Источник:
Журнал Дамский угодник 2012
Подробнее...