28 июля 2015 в Холмске во Дворце культуры им. Юрия Николаева прошел вечер памяти поэта. Провел его сын Юрия Николаева, известный певец и композитор Игорь Николаев. В зале был аншлаг. В программе встречи - литературная композиция по стихам Ю. И. Николаева «Мне этот город с детства дорог». Стихи в тот вечер читали многие, даже мэр Холмска Олег Назаренко прочел строки Юрия Николаева и сорвал свою долю аплодисментов.
Холмск. Интервью Игоря Николаева
об отце и стихах [2015]
Интервью Игоря Николаева местному телеканалу.
После концерта Игорь Николаев поделился своими впечатлениями о вечере и родном городе.
- Я очень долго ждал этого дня, этой встречи. Волновался – придет ли публика? Ведь, конечно, отец всегда жил в моем сердце и всегда будет жить, но я не знал, насколько он живет в сердце читателей. Мне так приятно было увидеть полный зал. Эти люди пришли ради поэзии, ради своего земляка, который писал стихи. Ведь это было много лет назад, но за эти годы интерес не угас. Оказалось, люди хотят слушать поэзию, готовы это делать.
- Вы помните, как ваш отец создавал свои стихи?
- Я помню тот книжно-литературный быт, который создавался в нашей семье. Отец был страстный коллекционер поэзии и у нас была замечательная поэтическая библиотека. Я был еще очень маленьким, но уже знал, где, на какой полке, стоит какое издание. Отец тщательно расставлял книги в алфавитном порядке. Можете себе представить, поэтический сборник - это тонкая книжка, брошюра без толстого кожаного корешка, но мы всегда знали, где у нас поэту на букву «А, а где на букву «Б». Легко могли найти, где у нас Роберт Бернс, где Самуил Маршак, а где Борис Пастернак или Владимир Вознесенский. Это был мир, в который отец меня погрузил.
Игорь Николаев: Я очень долго ждал
этого дня, этой встречи
Он очень тщательно относился к моим ранним, незрелым опытам. Он относил их в редакции и мои первые стихи публиковались в газете «Молодая гвардия» и даже, вроде, в «Советском Сахалине». Мне было тогда очень необычно и волнительно взять газету с моими стихами. Отец понимал, что для маленького мальчишки, который собирается заниматься поэзией и в будущем, очень важно увидеть свои труды напечатанными. И для него самого было важно печататься. Ему было важно, чтобы его люди слышали, поэтому он часто ездил на разные творческие встречи, поэтические вечера.
А как сделать слышимой поэзию? Самый понятный путь – через песню. Чтобы песня зазвучала и через нее узнали стихи. Мне кажется, у отца очень «песенные» стихи и, я думаю, время большой песни на стихи Юрия Николаева еще придет.
- Вы сегодня представили новую книгу и сказали, что она посвящена 80-летию Юрия Николаева. Расскажите о ней.
Игорь Николаев представил книгу стихов
посвященную отцу
-Это сборник моих стихов, песенные тексты. То, что я сделал за всю свою жизнь для многих наших артистов и для себя. Многие из них вы знаете, они довольно известны в нашей стране, но увидеть их на бумаге возможности пока не было. Когда вы будете на них смотреть, на те же «Я люблю тебя до слез» или на «Две звезды, две светлых повести» или «Дельфин и русалка» , у вас в голове будет звучать музыка. Мне кажется, для читателя это хорошая возможность погрузиться в текст. Это несколько иное, чем слушать тот же mp3. Но, кстати, в некоторых изданиях будет и звук. Тактильное ощущение книги в руках, мне кажется, не утеряно. Я тоже скачиваю какие-то книги на планшет, но все равно мне приятнее купить в магазине книгу, взять ее с собой в поезд или самолет или почитать перед сном. Мне приятнее держать книгу, а не гаджет. Хотя я понимаю преимущества гаджетов, но у книги есть то, чего нет у электронной «читалки» - полистать, открыть наугад, гадать по книжке. А поэзия - это такая штука, по которой хорошо гадать. По моим стихам очень неплохо гадается (улыбается). Попробуйте и обязательно сбудется.
- Своему отцу вы часто посвящали строки?
- Он всегда со мной, когда я сочиняю. Сочиняя, я всегда сдаю ему экзамен. Хорошо получилось или посредственно, мы с ним знаем. Знаем, какой текст лучше, а какой хуже. Когда человек делает песню, он должен работать по иным законам, чем поэт. Он должен быть соавтором. Он должен соблюдать баланс – если музыка сильная, то текст должен лечь под музыку, если текст сильнее музыки, то наоборот. Не бывает 50 на 50. Бывают редкие исключения, вроде «Подмосковных вечеров», где и текст, и музыка друг в друга входят. Но любой романс на стихи Пушкина или Есенина страдает музыкально. Музыка здесь только музыкальная иллюстрация стихотворения, не больше.
Нужно идти на компромисс. Иногда навстречу композитору идет поэт, иногда поэту – композитор. Бывает, что сюда вторгается исполнитель и отвергает все и тогда приходится переписывать уже в угоду тому, кто будет петь. Поэтому песенный текст абсолютно несамостоятельный текст. Когда от него отсекаются голос исполнителя и музыку, он смотрится нелепо. Поэтому тут одна надежда, что читатель имеет музыкальную память и помнит, как звучит песня.
- Наш город мотивирует к творчеству?
- Ваш город мотивирует помнить, откуда ты родом, и не сильно отрываться от земли. Он сильно притягивает, на самом деле. До него стало проще добираться, чем 20 лет назад. Сюда можно слетать на машине на пару часов из Южного, погулять по пирсу, сходить на Пионерскую, вспомнить какие-то «свои» места. Но все конечно меняется. И стихи носят акцент времени. Вот у отца есть строчки:
- Погоди, дизель-поезд, не трогай,
Жребий брошен, я еду с тобой.
А кто из нового поколения знает, что такое дизель-поезд? Что это за чудо техники. В этом стихотворении отпечаталось время, как мушка в янтаре.
Это как у меня в стихотворении «Поздравляю»:
Может быть, при лунном свете,
Развернешь ты мой подарок.
Среди роз найдешь кассету ,
Для тебя я под гитару
Тихонько спел: «Поздравляю»
А что за кассета, многие уже и не знают, и не узнают уже, про что он такое поет. Но как знак времени, это очень мило. Или та же Кристина Орбакайте в моей песне «Поговорим» поет:
Почему же после долгих стольких лет и зим,
Я поставила кассету с голосом твоим?
Эта песня и не должна меняться, она показывает то время, когда кассеты были.
Теперь я написал песню «sms», которую не мог написать 20 лет назад. Если человек не идет за временем, он остается в прошлом. А если идет, то фиксирует время и остается в нем. Остается, как творческая личность.
- Холмску скоро исполнится 145 лет. Скажите какое-нибудь пожелание к юбилею.
- Все мое детство прошло на этих сопках, в этих оврагах. Я ничего не забыл. Я помню, как на улице Пионерской у нас убегал мяч, он летел с горы и залетал в открытые окна морга. Самые смелые лезли туда за ним. И это еще был удачный расклад. А если не везло, то мячик попадал в речку и тек мимо морга, вниз к морю. А что касается Дворца культуры моряков, то я никогда не забуду, что это моя первая сценическая площадка. Она дала мне жизнь на сцене. Туда меня вывел отец, и мы вместе читали стихотворение Светлова «Гренада»: «Гренада, Гренада, Гренада моя!». Мне было лет 7 или 8.
Я люблю Холмск, люблю сюда приезжать. Мне нравится, как вы со мной общаетесь, как мы общаемся.
Источник: astv.ru
Автор: Александр Астапович
Подробнее...