6 ноября 2009 в общественно-политической газете "Минский курьер" вышло интервью Аллы Казаковой с композитором Игорем Николаевым, который прилетел в Минск на фестиваль.
Игорь Николаев: «Никогда ни о чем
не жалею…» [2009]
Известный российский певец и композитор Игорь Николаев интервью дает редко. Иногда делает исключение для зарубежных журналистов, в том числе белорусских
- Мне нравится бывать в Беларуси, - признается Игорь Николаев. - Здесь живут просто, скромно. В вашей стране отдыхаю душой. Еще люблю берег Атлантического океана, где обычно отмечаю самые главные события жизни. В последнее время часто бываю в Майами. Пишу музыку к фильмам американских режиссеров. Есть и некоторые успехи. Одна из лент - в прокате ее еще не было - уже получила ряд наград на довольно престижном фестивале. В том числе и за мою композиторскую работу.
- Говорят, вы давно могли остаться работать за рубежом…
- На вашем примере могут учиться юные таланты. Не хотели бы написать книгу о себе?
- История провинциала, попавшего в столицу, известна давно. До меня ее прекрасно изложил Александр Дюма в «Трех мушкетерах». Суть и сегодня та же: человек или достигает успеха, или нет. Так было во все эпохи. Поделиться личным опытом в прозе пока не собираюсь - не хватает времени. Мне проще сделать это на сцене. Небольшой песней тоже можно все сказать. Возможно, когда-нибудь и напишу свой вариант истории о современных мушкетерах. Но это будет не автобиографическая повесть со снимками, на которых я запечатлен в кругу известных людей. Скорее получится художественное произведение. Но прежде хотелось бы выпустить свой сборник стихов. И обязательно поведать историю создания самых популярных песен: как они писались, какое на дворе было время, что тогда волновало людей… Думаю, это гораздо интереснее не только мне, но и читателям.
- Как чувствуют себя на престижных сценах мира российские звезды?
- В США и других странах российских звезд ждут. Они востребованы. Наше творчество любят и уважают. Причем артисты выступают не в ресторанах и подобных заведениях, как бывало когда-то, а на престижных сценах. В том числе и в нью-йоркском зале «Мэдисон Сквер Гарден». Там нам довелось петь вместе с Наташей Королевой еще в 1997 году. Успех был колоссальным. Нередко приглашают наших звезд и в один из лучших залов Лос-Анджелеса - кинотеатр «Кодак». Именно там всегда проходит церемония награждения премией «Оскар».
- Вы известны высокой требовательностью к себе и своему творчеству…
- Творческий процесс протекает по-разному и всегда непредсказуем. Неизменно одно. Если думать о баснословных доходах или славе, ничего путного не получится. Дальше - тупик. Лучше относиться к этому занятию как к хобби. Тогда и появится больше содержательных и красивых песен. А их у меня пока еще мало, хотя некоторые шлягеры и выдержали испытание временем. Знаменитый «Айсберг» появился в 1983 году, а звучит до сих пор. Строки «На недельку до второго я уеду в Комарово» тоже слышу постоянно. Правда, не в эфире. Люди поют. И для меня загадка, почему почти четверть века они помнят слова так редко исполняемой на сцене песни. Народ сам выбирает, что ему петь.
- Сегодня молодым талантам проще начинать свой путь или сложнее?
- У молодежи большое преимущество: впереди лучшие годы. Их можно посвятить творчеству, спорту, любви… Хватает также энергии и энтузиазма. С возрастом появляется больше денег, а желания чего-то достичь - меньше. Исчезает драйв. К слову, классики об этом тоже писали. Пом-ните роман Тургенева «Отцы и дети»? Когда-то нам приходилось испытывать на себе жесткое сито художественных советов, чтобы попасть на эстраду. И это по-честному. Ведь чаще всего наши судьбы решали настоящие профессионалы. А им я верю. Сейчас все происходит в более циничной форме. Всем руководят деньги. Шоу-бизнес нередко представлен дилетантами, сумевшими сколотить первоначальный капитал. И они смело заявляют: «Старичок, это не формат. Приходи в следующий раз…» Я - за открытость и строгость. Кстати, в Америке тоже есть худсоветы. Только они называются по-другому. Там собрание профессионалов определяет, кому уделить основное внимание, затем этот же совет выделяет деньги. Суммы немаленькие, поэтому и получить их непросто.
- Вы участвовали в фестивале «Золотой шлягер». И специально прилетели из США в Могилев…
- Хорошо, что в Беларуси придумали такой красивый фестиваль. Успех не бывает случайным. Мы обязаны сохранить для будущих поколений лучшие песни минувших лет. Многие из них круче современных мелодий. Им даже не нужны новые аранжировки. Еще поэт Андрей Вознесенский говорил: не надо улицы переименовывать, лучше постройте новые и назовите. Любят «Золотой шлягер» и зрители постарше. Каждому хочется вернуться в то время, когда он был счастлив и молод. Могилевский праздник дарит именно такую возможность.
- Вы знакомы со многими известными людьми. И, видимо, все они оставили какой-то след в вашей жизни...
- Большое влияние на меня оказало знакомство с Владимиром Высоцким. Тогда я не знал, что вижу его в первый и последний раз. Актер пришел на репетицию песни в исполнении Аллы Пугачевой «Я несла свою беду», которую я осмелился написать на его стихотворение. Тогда мне было 20 лет. Владимир Семенович в зале сидел тихо, никаких замечаний не делал. Мне он показался спокойным интеллигентным человеком. И различные слухи о бурной жизни артиста в моем сознании до сих пор не ассоциируются с этим скромным образом. По воле судьбы премьера песни состоялась в день смерти поэта. Вот такие совпадения бывают…
Признание маэстро
«Люблю читать. В самолетах и поездах спать не могу. Во время переездов успеваю познакомиться с новинками литературы, перелистать старые книги. Мне интересно сравнивать ощущения разных лет. По пути на гастроли изучаю и партитуры. У меня классическое образование. И я в основном интересуюсь симфониями, другими произведениями в этом жанре. Хорошую форму стараюсь поддерживать плаванием, теннисом. Быть в тонусе помогает и сцена. Работа - лучший тренажер».
Алла КАЗАКОВА, «Минский Курьер» \ 06.11.2009
Подробнее...